kibo                                                                                                                                КИБО

График выездов библиомобиля

 

Новости
2015 год объявлен в России Годом литературы.

2015 год объявлен в России Годом литературы.

 

«В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы», - говорится в тексте указа президента Российской Федерации В.В. Путина

 

Целью проведения в Российской Федерации Года литературы является возрождение интереса российских граждан к классической и современной литературе и чтению в целом.

Создан комитет, курирующий все мероприятия, посвященные Году литературы.   Возглавляет его Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. В начале года он объявил о том, что в планах масштабные и интересные мероприятия, среди которых Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь-2015», проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой»: дни чтения в летних лагерях, творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах Москвы и регионов РФ, пилотный проект «Всемирный День книги», конкурс «Литературная столица России». Наработки по проведению Года литературы осуществлялись совместно с Министерством культуры и Министерством образования, Российским книжным союзом, ассоциациями издателей и книгораспространителей, представителями библиотечного сообщества и творческих союзов.

Московская областная библиотека им. Н. Крупской ежегодно объявляет о литературных премиях им. Р. Рождественского и М. Пришвина. Поэтому роль библиотек находить свои местные литературные таланты и выдвигать их на соискание этих премий.

 

Хотелось бы отметить рейтинг самых читаемых газет в России

По итогам исследований, проведенных одним из медийных агентств, был составлен рейтинг наиболее читаемых российских периодических изданий. Рейтинг рассчитывается, исходя из трех факторов: популярности со стороны журналистов, читателей и рекламодателей. В него были включены такие категории, как общественно-политические издания, деловые и популярные газеты.

В соответствии с рейтингом, «Новые известия», «Известия» и «Российская газета» заняли третье, второе и первое место в рубрике «Общественно политические издания». Среди бизнес-газет самыми читаемыми оказались «Ведомости» и «КоммерсантЪ».

В отличие от периода «перестройки» чтение журналов и газет занимает сейчас весьма незначительное место в чтении большинства читательских групп российского общества.

В Год литературы нельзя не говорить о ситуации с массовым чтением, а также о динамике читательской активности в отношении разных категорий читателей.

 

Чтение книг в целом

Исследования показывают, что постоянными читателями книг сегодня несколько чаще других групп выступают женщины (19% данной группы), россияне с высшим образованием (25%), жители крупных и средних городов страны (по 20%, им немного уступают москвичи — 19%), респонденты с высоким потребительским статусом (20%).

Две трети опрошенных (64%) считают, что, по сравнению с концом 1980 — началом 1990-х гг. интерес к книгам у россиян понизился. Реже других эту точку зрения высказывают самые молодые из опрошенных и молодые взрослые (по 54%), россияне с высоким потребительским статусом (те же 54%), жители Москвы (48%).

Важно помнить, что массовая литературная культура структурируется для читателя темами, жанрами, сериями, но не именами, даже если это имена лидеров читательского спроса. Фамилии авторов и названия книг крайне редко остаются в памяти читателей еще и потому, что установка на развлечение, на то, чтобы развеяться, отвлечься от повседневности, не ориентирует читателей на запоминание впечатлений.

Часто книгу вообще не воспринимают как нечто самостоятельное: она ведь серийная, такая же, как у других, из того же ряда, что была предыдущая, ее читают по дороге на работу, она переживается (если переживается) лишь в момент чтения, но чаще всего не откладывается в памяти. Поэтому большинство опрошенных россиян (58%) не смогли назвать книг, которые произвели на них самое сильное впечатление, открыли нечто новое, а названные книги или, чаще, фамилии авторов настолько разрознены, что каждую из них упоминают в лучшем случае 1-2% опрошенных (Л. Толстой, М. Шолохов, В. Пикуль).

Прежде всего, в структуре чтения как российского, так и зарубежного читателя можно выделить «свободное» и «деловое» чтение. В зависимости от возраста и жизненной ситуации читателя в его чтении преобладает тот или иной тип чтения. Заметна тенденция к преобладанию в круге чтения россиян, также как и читателей других стран, справочных, утилитарных изданий (пособий по домоводству, садоводству, воспитанию детей и т.д.), а также словарей, энциклопедий.

В последние годы социологами неоднократно отмечались изменения, произошедшие в последние два десятилетия с массовым чтением в России и c представлениями современного читателя о литературе. Так, по результатам опросов, 55% взрослых россиян признались, что не покупают книг, а 46% - что не читают их. Даже самые образованные и продвинутые читатели сегодня ориентированы на массовое потребление, и более половины из них не могут назвать книг или авторов, которые произвели на них сильное впечатление за последние годы.

 

Каналы информации о книгах и получения книг

Данные о каналах получения информации о книгах — важная характеристика актуальной читательской культуры, которая связана с общим состоянием социальной жизни.

Главными каналами получения книг для чтения на протяжении всех последних лет являются в России покупка и неформальный круг друзей. Покупают книги для чтения ощутимо чаще респонденты с высшим образованием, люди с высоким доходом и относительно высоким потребительским статусом, респонденты с высоким социально-профессиональным положением (руководители, управленцы). Получение книг от друзей и знакомых распространено во всех социально-демографических группах.

Массовая библиотека, как канал получения художественной литературы, сохраняет значимость для одной шестой опрошенных (17%), причем, прежде всего здесь выделяются учащиеся и студенты, для которых чтение в значительной мере связано со школьной или институтской программой и является обязательным. «Остаточная» значимость массовой библиотеки сохраняется и на социальной периферии — для малообеспеченных и малоимущих людей, живущих далеко от «центров» общества, особенно на селе. Это те группы населения, которые наименее активно включены в читательскую культуру.

Покупка книг через Интернет распространена еще очень незначительно и составляет не более 2-3% даже в самой обеспеченной среде, а также среди учащейся молодежи, максимально включенной в Интернет-активность. Чтение книг в Интернете и их «скачивание» распространены шире и в некоторых группах составляют заметную долю. Однако еще нельзя сказать, что даже в этих «продвинутых» группах Интернет-чтение и «скачивание» текстов сколько-нибудь значимо конкурируют с книгопокупкой.

Если говорить о жанрах литературы, то можно сказать, что определенное место в чтении россиян, как и читателей во многих зарубежных странах, занимает мистическая литература: гороскопы, книги, раскрывающие различные религиозные практики и т.п. Исследователи связывают это явление с чувствами неуверенности и тревоги, характерной для современных жителей городов индустриальных стран.

В круг чтения россиян вошли новые темы и жанры. Например, «любовный роман», широко распространенный за рубежом и не доступный ранее российским читательницам.

В чтении практически всех читательских групп, вне зависимости от возраста и уровня образования, значительное место занимает детектив (разного уровня художественности), мелодрама, фантастика (в основном, у молодежи).

Подтверждая общемировые тенденции, весьма ослаб интерес российского читателя к поэзии, а также к произведениям военной тематики, историческим романам.

Интересно, что в отличие от других стран, в России не пользуется успехом такой жанр, как комиксы. Между тем, во Франции комиксы популярны среди всех поколений, а в Японии наблюдается «бум» комиксов. Видимо, этот жанр не отвечает российской ментальности.

Однако исследования показывают, что и серьезная художественная литература теряет былую интеллектуальную роль в российском обществе, что заставляет многих исследователей говорить о «примитивизации» чтения, о возникновении «нечитающего поколения». Особую тревогу российских специалистов, так же как и специалистов других стран, вызывает чтение подростков и молодежи.

Основным «соперником» книги видится электронная коммуникация (телевидение, видео– и аудиокассеты, СД, DVD и пр.) и интернет.

Однако далеко не все исследователи оценивают современное положение с чтением в мире вообще, и в России, в частности, как кризисное. Несмотря на то, что большинство исследований действительно констатируют сокращение (в России, так же как и в других странах) пространства книжной коммуникации, сегодня, очевидно, что высокий статус книги сохраняется. Значительная часть молодежи, студенчества собирает личные библиотеки, регулярно покупают книги и т.п.

Кроме того, сегодня вокруг интернета складывается новая международная читательская элита – «новый» виртуальный читатель, который получил свободный доступ к электронным каталогам и полнотекстовым базам традиционных библиотек всего мира, а также к электронным библиотекам, которые широко представлены в интернете. Этот «новый» читатель читает книги (и не только деловые, но и художественные) с экрана, использует технические приспособления («электронные книги») для чтения текстов.

Первые исследования интернет - чтения в зарубежных странах и в России показывают, что интернет, как и библиотека, как две искусственно созданные системы имеют явные взаимосвязи и взаимозависимости. Сегодня уже ясно, что интернет способствует не уменьшению, а усилению авторитета традиционной библиотеки, особенно если она включена в интернет-среду.

Следует, видимо, согласиться с точкой зрения, изложенной в докладе Ассоциации итальянских издателей «Итальянский книжный рынок», где подчеркивается необходимость отказа от поверхностного противопоставления тех, кто читает и не читает; требуется искать способы приобщения к чтению тех, кто не читает сегодня.

По разному оценивая уровень современного состояния чтения практически все исследователи, а также и практики (библиотекари, учителя и др.) приходят к выводу о том, что высокое социальное и педагогическое значение чтения как для личности, так и для общества в целом требует создания государственной поддержки чтения, программы продвижения чтения в «нечитающие» или «слабочитающие» слои населения, необходимо, чтобы чтение стало «культурной нормой» каждого человека.

И в этой сфере – привлечения к чтению – также ощутимы тенденции глобализации. За рубежом накоплен значительный опыт осуществления программ поддержки чтения. Все более очевидной становится необходимость объединения усилий всех, входящих в книжную систему агентов: издателей, книготорговцев, библиотекарей и т.п.

Уже несколько десятилетий в различных странах мира (Германии, Франции, Нидерландах, Индии и др.) разрабатываются разнообразные целевые программы по поддержке чтения.

Особенно удачен опыт Великобритании. Где осуществлены программы «The Big Read», «Bookstart». В США доказала свою эффективность программа поощрения детского чтения «Book It!» Становится весьма очевидной связь между усилиями государственных, общественных и коммерческих организаций по продвижению чтения и уровнем чтения населения страны, особенно – молодежи.

Вообще, в большинстве зарубежных стран программы чтения, программы поддержки грамотности – это ключевые направления культурной политики. На реализацию национальных книжных читательских программ работают все средства информации, весь механизм государства; существует сильное волонтерское движение по продвижению книги чтения как культурной нормы, формированию «единой книжности».

К сожалению, Россия остается пока практически единственной европейской страной, в которой нет государственной программы поддержки чтения. Единственная существующая инициатива в этой области – программа поддержки чтения Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека». Благодаря поддержке этого фонда многие российские библиотеки, которые, конечно, имеют свой исторический опыт работы по данной проблеме, смогли познакомиться и с международным опытом привлечения к чтению и успешно используют его.

Опираясь на такие международно принятые профессиональные ценности, как: открытая библиотека, безбарьерная среда, обеспечение беспрепятственного доступа к информации всем желающим и т.п., российские библиотекари считают своими задачами формирование дружелюбного облика библиотеки, где каждый может найти помощь; воспитание потребности в чтении у различных категорий читателей; формирование культуры чтения, т.е. умений, позволяющих читателю самостоятельно формировать свой круг чтения.

Изучение практики работы библиотек в данном направлении показывает многообразие и яркость, нестандартность форм их деятельности.

Проекты направлены на создание положительного имиджа библиотеки как открытой, дружелюбной системы среди молодежи, распространение идеи о ценности чтения, преодоление культурной изоляции проблемных социальных групп, (трудные подростки, взрослые и дети с ограниченными возможностями, инвалиды, пожилые); возрождение классической традиции семейного чтения и т.д.

 В Год литературы во многих библиотеках  организованы  мероприятия, направленные на развитие интереса читателей к жизни и творчеству  писателей-юбиляров, оставивших яркий след в истории русской литературы.

Необходимо устраивать авторские бенефисы, презентации новых книг, праздники чтения, литературные гостиные, участвовать в книжных акциях, литературных конкурсах, летних читальных залах, устраивать фотовыставки, создавать литературные клубы, объединения, громкие чтения, информировать читателей всеми доступными способами о литературных новинках, искать молодые имена, которые могут согласиться прийти в библиотеку на встречу с читателями, работать с разными слоями населения, использовать новые формы работы.

Сегодняшний семинар я  планировала провести как  площадку для обмена опытом по всем этим вопросам. И  в свою очередь хочу рассказать о такой форме работы, как буктрейлер.  Возможно, многие из вас знакомы с такой формой работы. Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечения внимание к книгам при помощи визуальных средств. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

 

Этапы создания

1.     Выбрать книгу, которая нравится, с которой будет интересно работать

2.     Посмотреть примеры буктрейлеров и продумать идею своего

3.     Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги.

4.     Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку.

5.     Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от Windows Movie Maker для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров).

6.     Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления

7.     Продемонстрировать буктрейлер небольшой группе людей, являющихся представителями целевой аудитории книги, к которой снят ролик. Проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей. При необходимости сделать правки.

8.     Также буктрейлеры более или менее постоянно «делает» издательство «Эксмо». Есть в России и свой эксперт по буктрейлерам - переводчик и критик Лев Оборин, который примерно полтора года вел на сайте Openspace.ruобзоры главных буктрейлеров месяца. 

9.     Наконец, появляются конкурсы буктрейлеров. Летом 2012-го прошел конкурс буктрейлеров Videobooks, который устраивал московский книжный магазин Dodo Space. Проводятся провинциальные конкурсы, а в ноябре 2012 года стартовал первый Всероссийский Конкурс-парад Буктрейлеров.

10.                       Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Очень активно приступили к созданию буктрейлеров библиотеки. Так, в сентябре 2011 года Алтайская краевая библиотека организовала праздник “Bookтрейлер - к знаниям!”, в рамках которого проводился конкурс “Сними книгу!” (трейлеры понимались тут как “краткие видеоролики на тему чтения”). Вологодской областной юношеской библиотекой был объявлен конкурс буктрейлеров “Книга в кадре”. В январе 2012 года Зал электронной информации Центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина г.Каменск-Уральска «запустил» проект «Книжные сезоны»: «Зима. Время читать … сказки», «Весна. Время читать... о чувствах», «Осень: время читать ... о детстве» и т.д. Все буктрейлеры можно посмотреть в блоге «Стилиус»

11.                       Как считают журналисты, «можно прогнозировать, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки».